|
Создать бесплатный сайт с uCoz
|
Главная » 2011 » Январь » 27 » Что такое дрег рейсинг ???
16:20 Что такое дрег рейсинг ??? |
Термин
дрег рейсинг стал популярным и в России: везде можно услышать о
состязаниях на классической дистанции в четверть мили, т.е. дрег рейсинг
- это гонки на 402 метра. Но в большинстве своем это «дикие»
или «полудикие» гонки любителей экстремального разгона, проходят они при
весьма слабой организации. Лишь немногие российские дрег- и
стрит-рейсеры осведомлены о том, что обожаемый ими вид досуга давно
признан Международной автомобильной федерацией (ФИА). Для европейцев это
такой же вид автоспорта, как ралли, – ну, может, чуть эксцентричнее.
Заглянем, к примеру, на этап чемпионата Европы по дрег-рейсингу в
Англии.
Автомобили для дрег рейсинга
Трек Santa Pod Raceway – два ряда трибун вдоль широкой асфальтовой
полосы. В паддоке – шведские, итальянские, французские, немецкие,
британские и чешские команды. Жизнь начинается в восемь утра с
тренировок двухколесных снарядов, сделанных на базе мотоциклов.
Некоторые заряжены до полутора тысяч лошадиных сил: 402 метра пролетают
за 6–7 секунд. Однако отнюдь не они шоу-стопперы гоночного дня, а
четырехколесная техника, которая в Британии насчитывает аж 14 классов!
Из них четыре получают зачетные очки в первенстве Старого Света.
Самый скромный класс – юниорский, для соревнований 12–14-летних
мальчишек на дистанции 1/8 мили. Уменьшенные копии настоящих дрегстеров
оснащены двухтактными моторчиками. Далее следуют автомобили со
стандартными кузовами под общим названием – Super Street (время на
преодоление трассы у них – от 10 секунд), эти разбиты на подгруппы в
зависимости от степени переделок и форсировки. Но самое интересное
начинается с машин класса Funny Car. У них кузова уже из карбона, в баке
– нитрометан, мощность около 6000 лошадиных сил, время прохождения
дистанции 5–6 секунд и «максималка» до 450 км/ч.
Королевские же классы рейсинга – дрегстеры Top Methanol и Top Fuel.
Огромные задние колеса и почти велосипедные передние, клиновидные
длинные кузова, мощные антикрылья и огненный выхлоп, звук которого
заставит задрожать саму душу. Мощность этих «зверей» – до семи тысяч, а
пять секунд для них – будничная норма. Скорость на финише – 480–490
км/ч. Созданные специально для четырехсотметрового безумия, аппараты
способны на такое ускорение, что просто перестаешь верить глазам! Лишь
два раскрывшихся в конце трассы тормозных парашюта напоминают, что
увиденное – не галлюцинация.
Техника для дрег рейсинга. Что такое нитрометан?
Никаких фантастических и футуристических конструкций в чемпионате Европы
нет – техническая сторона дела строго регламентирована. Оговорены
масса, колесная база (максимум 7620 мм для класса Top Fuel), размеры
аэродинамических устройств. На изготовление шасси уходит до 100 метров
хромомолибденовых труб, а облицовка выполняется из карбона. Стоимость
шасси – 50–60 тысяч долларов.
За основу пламенного сердца взята V-образная «восьмерка» от «Крайслера».
Изначальный рабочий объем 6980 смз можно увеличивать до 8193 «кубиков».
На впускном коллекторе стоит механический нагнетатель с ременным
приводом, в буквальном смысле впрессовывающий воздух в цилиндры. На
рабочих оборотах (около 11 тысяч) мотор требует 1800 л воздуха в минуту.
Во впускном коллекторе возникает гигантский перепад давления, что
приводит к его сильному охлаждению. Заслонка в корпусе воздухозаборника
мгновенно покрывается инеем, и возникает риск ее заклинивания. Чтобы
избежать этого, перед стартом заслонку обрабатывают антифризом.
Двигатель в итоге дороже шасси примерно в два раза.
Топливо – огненный эликсир, позволяющий выжать из каждого кубического
сантиметра до 13 л. с. По правилам, топливо может содержать до 90%
нитрометана (CH3NO2), а остальные 10% – метанол. Дрег-рейсеры называют
эту смесь нитрометанолом. В зависимости от влажности воздуха и
атмосферного давления пропорции меняют – это целая наука. В двигатель
топливо подается насосом, способным накачать 300 литров в минуту. Во
время прогрева, отжига и самой четырехсекундной гонки дрегстер съедает
60 л топлива.
Неотъемлемый атрибут дрегстера – антикрылья. Без них болид улетит, в
лучшем случае, на небеса. На максимальной скорости заднее антикрыло
создает прижимную силу около трех тонн, а переднее – примерно 900 кг.
Попутно оба работают на курсовую устойчивость. Задние тормозные диски
(спереди тормозов нет) из углепластика, привод – ручным рычагом.
Основная же тормозная система автомобиля
– два парашюта, расположенные в хвостовой части. Они обеспечивают
замедление до 5g – сопоставимо с разгоном. Для предотвращения
пробуксовки мощность от двигателя передается на задние колеса через
сложный механизм сцепления с гидропневматическим управлением.
Окончательно оценить серьезность аппарата позволяют цифры. Круглые 100
км/ч дрегстер Top Fuel набирает за 0,7 секунды, пройдя дистанцию всего
10 метров – чуть больше своей длины! Через три секунды после старта
скорость достигает 300 км/ч и продолжает динамично расти.
Минимальное время прохождение гонки на 402 метра
Старт дрегстера сродни запуску «Бурана» на Байконуре. Пилот готовится к
заезду примерно 40 минут. Только чтобы правильно усесться в кокпите,
требуется минут двадцать. Пилот, одетый в гоночный комбинезон,
пристегивается «пауком» из пяти ремней, шлем его гибко фиксируется, а
шею дополнительно защищает специальный хомут. Руки также закрепляют
ремнями. Пока участники «упаковываются», на обе стороны полосы выходит
необычный персонал: работники трека в огнеупорных костюмах и масках, до
зубов вооруженные огнетушителями. На старте дрегстер заводят и дают
полминуты на прогрев. Когда двигатель прогрелся, пилот должен выполнить
отжиг – «ритуал», необходимый для прогрева шин. Он выключает
противобуксовочное устройство и коротко жмет на газ: задние колеса
немедленно срываются в пробуксовку, трассу заволакивает черный дым
горелой резины, а дрегстер улетает вперед метров на тридцать. После
отжига механики команды откатывают снаряд обратно на стартовую линию.
Оранжевые огни гаснут: три, два, один! Из выхлопных труб монстров летят
метровые струи пламени. Задние слики, разрываемые чудовищной
центробежной силой, заметно увеличиваются в диаметре, а их борта под
воздействием циклопического вращающего момента покрываются складками. К
концу полосы машины буквально «телепортируются», оставляя за собой
оглушенных зрителей и черное облако распыленной резины. На табло
всплывает результат победителя: 306,33 мили в час, 4,832 секунды. В
наступившей тишине диктор торжественно объявляет о новом рекорде Европы
для такого-то класса машин.
Десятки людей во всех странах Старого Света с необъяснимым упорством
занимаются дрег-рейсингом. Что заставляет нормального человека – в
буквальном смысле – стрелять собой? Чемпион Европы Энди Картер объясняет
так: «Мне сложно понять, как видят наши гонки зрители. Но для меня пять
секунд, отделяющие старт от финиша, – целая вечность. Я хочу переживать
ее снова и снова». С Уважением Администрация Сайта www.deltamoto.ucoz.ru
|
Просмотров: 734 |
Добавил: Ярик
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|