Lancia Stratos: легендарное спорткупе возвращается на европейские трассы
Говорят, что любой человек на Земле может быть
знаком с любым другим человеком всего через пять своих знакомых. Правда
это или нет, экспериментально пока еще никто не доказал. А вот в
автомобильном мире неожиданные связи всплывают куда чаще. Скажем, связь
легендарного спорткара Lancia Straros с другими знаменитыми итальянцами –
как из мира машин, так и из мира людей – не ослабевает даже сейчас,
через тридцать лет после его ухода с мировой арены. Выдумал
то, что впоследствии превратилось в грозу раллийных спецучастков и
шоссейных трасс Европы знаменитый кузовостроитель и дизайнер Джузеппе
«Нуччио» Бертоне, тот самый, который создал феноменальную Lamborghini
Miura. Чувствуете, как переплетаются между собой автомобильные легенды?
Bertone Stratos шокировал своей угловатой элегантностью посетителей
Туринского автосалона 1970 года, а выломаться из «прототипных» рамок ему
помогла случайность. Случайность, впрочем, запланированная – ничего
удивительного в том, что руководитель спортивного отделения Lancia
пришел поглядеть на презентацию очередного итальянского среднемоторного
купе, нет. Тем более, что построено оно было как раз на агрегатах
Lancia. Два
синьора, Фьорио и Бертоне, договорились. Один получал машину для
участия заводской команды в чемпионате мира по ралли, другой мечтал о
долгой и осыпанной лаврами жизни для своего детища. Ожидания обоих
синьоров увенчались успехом, но между идеей и собственно успехом было
три года упорной работы над сразу двумя «Стратосами» - спортивной
машиной и ее дорожной версией, которая нужна была для омологации.
Строили, что называется, всем миром, с участием инженеров Bertone,
Ferrari и собственно Lancia. Присоединение к итальянской автомобильной
империи дало возможность заменить слабенький мотор Fulvia 1600 HF,
которым был оснащен прототип Нуччио Бертоне, на отличный V6 от Ferrari
Dino, который через подрамник крепился к монококу. Пространственная рама
выступала основой, на которую навешивались не только все агрегаты, от
подвески до кресла пилота, но и стеклопластиковые панели кузова. Как
оказалось, у сборной «команды мечты» конструкторов и дизайнеров
получился на редкость универсальный автомобиль. На счету Lancia Stratos
множество побед не только в раллийных баталиях второй половины
семидесятых, но и на асфальтовых трассах. Программу борьбы за крупные
автоспортивные трофеи концерн FIAT свернул в 1979 году, но еще несколько
лет подряд «Стратосы», находившиеся в руках частных команд, портили
кровь своим коллегам по Targa Florio, Monte-Carlo, San Remo и Tour de
France. Впрочем, итальянцы через пять лет вернутся в мировой чемпионат
по ралли – с умопомрачительной Lancia Delta, еще грядет ее эпохальная
битва с не менее потрясающей Audi Quattro, но это уже совсем другая
история. А, собственно, к чему мы вспомнили о Lancia Stratos? Все
достаточно просто. Мода на возрождение уникальных, знаменитых, хоть
чем-то примечательных в прошлом моделей отнюдь не сошла на нет. Уже
больше двух недель интернет будоражат слухи о том, что «каникулы
Stratos» закончились, и на испытательном треке Balocco в Северной Италии
проходит ходовые испытания современный прототип. Можно себе
представить, в каком напряжении замерли поклонники этого спорткара! На
этой неделе с Апеннинского полуострова поступила очередная порция
фотографий, недвусмысленно позволяющих надеяться, что в том или ином
виде, но Stratos вернется в этот бренный мир. Попытки
реинкарнации «Стратоса» уже предпринимались. В 2005 году некая фирмочка
Fenomenon из Англии при участии одного из заводских пилотов тогдашнего
Stratos Сандро Мунари разработала и представила концепт, несколько
напоминавший своими очертаниями оригинальную модель. Правда, одним
прототипом дело и ограничилось. Не пошло дальше заявлений и у самого
концерна FIAT – огорошив в 2008 году публику заявлением о планах по
созданию Stratos-new, вот уже два года итальянцы хранят гробовое
молчание… Тогда
откуда же эти фотографии? По данным итальянских СМИ, нашедших источники
в корпорации, проект финансирует анонимный европейский коллекционер, и
нынешний Stratos – просто блажь поклонника, возжелавшего иметь в гараже
ретро-кар на современной основе. Тем не менее, построено уже как минимум
пять прототипов, которые вовсю испытываются на гоночном треке – каждый
из них традиционно получил мотор от Ferrari (на этот раз донором
выступила заслуженная Ferrari F430) и углепластиковый кузов,
нарисованный с максимальным приближением к историческому оригиналу. Не
исключено, что итальянцам станет жаль потраченных усилий, денег и
нервов, и Lancia Stratos все же получит пусть маленькую, но реальную
путевку в жизнь. Тем более, что опыт выпуска лимитированных серий
эксклюзивных спорткаров у концерна FIAT весьма богат.
|